Один мой хороший приятель – очень авторитетный предприниматель на рынке недвижимости. Как-то я его спросил – «что думаешь про Docklands»?
В ответ, он мне напомнил фильм «Лофт». После этого фильма, говорит, я захотел купить именно такую квартиру, и всерьез рассматривал Docklands. А я, почему-то, вспомнил российские фильмы, вроде Духless, в которых главные герои всегда живут в дивных квартирах в домах с нестандартной архитектурой, с прекрасным видом на Москву. Я всегда ловлю семья на мысли, что у нас такие дома можно пересчитать по пальцам.
Действительно, проект апартаментов бизнес-класса Docklands на Васильевском острове привлекает сразу. Интересное написание, вызывающее смутные, но положительные ассоциации. Качественная, сдержанная, в западном стиле реклама. Все это зовет познакомится с проектом поближе. В нем есть изюминка: тема лофта свежая для питерского рынка недвижимости. Москвичи говорят, что у нас тут вообще нет хорошей дорогой недвижимости, мол, и переехали бы, но негде у вас тут жить. Безусловно, это преувеличение, но часть истины в том есть.
Лофтом теоретически называется вид жилой недвижимости, переоборудованный из зданий промышленного назначения. Некоторые эксперты лофтами называют только верхние этажи промышленных зданий. В этом смысле, если бы жилье сделали в здании фабрики «Лакон», где сейчас проект «Ткачи» — это был бы лофт-проект. А что от лофта в проекте Docklands, если это абсолютно новое строительство?
Безусловно, архитектура. Это не надоевшие всем уже вентилируемые фасады, это уже что-то оригинальное. Внешне, если судить по иллюстрациям, фасады Docklands будут похожи на здания нового района Амсетрадама на набережной Veemkade. Это красиво. Это необычно. Это стильно.
Когда начинаешь изучать концепцию, восторг немного стихает: несколько корпусов, бизнес-центр, зачем-то отель 3*… Как это вообще возможно, апартаменты бизнес-класса, а отель для командировочных мужиков с пузырями на коленках треников? Бизнес-центр рядом – это сразу не припаркуешься днем, пока офисный планктон на работе.
На картинках фигурирует какой-то виадук прямо перед окнами. Я думал, это ЗСД, но оказалось, что локальная дорожка, а ЗСД, хоть и рядом, но чуть в стороне. Изучая картинки, понимаешь, что очень мало изображений апартаментов внутри. Если чем и взял в свое время апарт-отель Yes, то большим количеством иллюстраций всех видов отделки. Docklands же нам не дает помечтать – на весь сайт – только 2 эскиза и они дают мне понять самое главное – лофтом внутри не пахнет. Это не лофт, это обычная квартира. Вот это уже тоскливо. К таким преимуществам, как окна от пола до потолка, виду на залив и реку хочется добавить и интерьер под стать. Тем более, если у нас лофт-проект.
Потолки больше 3 метров – это безусловный атрибут бизнес-класса. Вид на воду – тоже повышает класс жилья. А вот сама локация – большой вопрос. Рядом с «Лентой» на Уральской ул., на месте бывшего порта. Рядом Авторемонтный завод Министерства обороны. В принципе, ничего страшного на этом месте не было. Но насколько Уральская улица – тянет на бизнес-класс? Настолько же, насколько на него тянет жилье в «Балтийской жемчужине» на Петергофском шоссе. Пожалуй, даже больше тянет!
Конечно, у меня проф-деформация и меня больше всего интересует процесс продаж. Тут коллегам из проекта Docklands есть чем гордиться: возможность позвонить 24 часа, практически круглосуточный он-лайн консультант – технологии правильные для такого уровня недвижимости. Правильно и то, что фотографии сотрудниц отдела продаж вызывают позвонить им немедленно: девушки хороши собой, фотографии сделаны профессионально. Действительно, чтобы продавать дорогой продукт, нужно выглядеть соответствующе. Впрочем, как я выяснил, не так и дорого все стоит, но не буду забегать вперед…
Странно, что нам упорно подсовывают в качестве застройщика одноименную компанию Docklands , которую никто никогда не слышал. Меж тем, она является подразделением компании «Балтийский монолит», известной своим домом «Новая история» на Среднем проспекте. И видны родственные черты: тоже красивый изящный проект в неочевидном месте. Но не буду лукавить – я бы мог там жить. Сделано с душой.
Важна не только личность продавца, важен и бренд компании. Docklands – бренд, который хорош для самого комплекса апартов, но для успешных продаж в бизнес-классе компания должна быть на слуху. Понятно, что для звучности и веса к продажам привлечен Knight Frank, но продавать-то в любом случае самим, а тут нам как бы из-под полы рассказывают, по большому секрету, про «Новую историю», название «Балтийский монолит» тоже лишний раз не поминают всуе. Мне кажется, напрасно.
Когда я смотрю на цены, мне не кажутся они завышенными: 7,5 млн руб за 60м2 – это недорого для бизнес-класса, учитывая, что метр нового жилья в среднем в СПб стоит уже более 105 тыс. руб. Однако, есть, на мой взгляд, определенное лукавство: все апартаменты на высоких этажах помечены как проданные. Мы уже видели это у «Лентьевского мыса», как у них все продано, а потом …
Как все новое, апартаменты очень постепенно пробивают себе дорогу. Есть ряд особенностей, к которым придется привыкнуть: более высокие налоги, так как это фактически коммерческое помещение, иная стоимость содержания жилья, большое количество апартаментов на этаже. Действительно, квартира в доме бизнес-класса будет комфортнее и тише, на коммерческое жилье распространяются более льготные нормы по инсоляции, например.
Но есть у апартаментов какая-то притягательная легкость, уж больно они похожи на отель, а значит, рождается ощущение непрерывного путешествия. В дороге мы всегда счастливы. С другой стороны, большинство клиентов до сих пор апартаменты рассматривает как квартиры, а этот продукт больше задуман как инвестиционный. Вот и я себя ловлю на мысли, что я бы хотел жить с видом на Неву и залив, а формат апартаментов предполагает, что надо просто извлекать прибыль. Тем более, что у нас найти жилье по 125 тыс. руб. за метр с видом на воду – большая удача. Или фантастика?